Адаптация пятиклассников
В первую очередь хочу поздравить Вас, дорогие родители, Ваши дети успешно перешли из младшей школы в среднее звено. Теперь их называют уже не младшие школьники, а младшие подростки.
Младший подростковый возраст считается достаточно сложным, ведь подросток впервые встречается со множеством неизвестных для него трудностей. От всех нас – педагогов и родителей – зависит, насколько быстро и успешно ребенок сможет справиться с трудностями адаптации.
Итак, каковы же специфические особенности нашего пятиклассника.
1. Появление чувства взрослости, когда подросток стремится утвердить свою самостоятельность, независимость, освободиться от опеки и контроля. В это время постепенно происходит замена влияния семьи влиянием сверстников.
2. У большинства детей начинается физиологическая перестройка организма, которая сопровождается импульсивностью, частой и порой необъяснимой сменой настроения,(только что улыбался, и вот уже сидит насупившись) появляется упрямство и даже агрессивность. Может обостриться комплекс собственной неполноценности (особенно по поводу внешности), учащаются конфликты и ссоры с родителями, педагогами и сверстниками.
Но, как ни странно, такой вот, казалось бы, взрослый и независимый подросток нуждается в постоянной поддержке и принятии.
3.Происходят изменения и в умственном развитии: быстро развивается теоретическое мышление, логическая память, возрастает умственная активность. Но, интересный момент: доказано, что способности младших подростков развиваются только в деятельности, которая нравится и вызывает положительные эмоции.
Кроме возрастных изменений, в жизни ребенка происходят и внешние изменения: появляются новые учителя, новые предметы, новые требования и нормы поведения.
Конечно, пятикласснику в этих непростых условиях необходима наша помощь и повышенное внимание.
Не удивляйтесь, если в первое время появятся изменения в поведении и психике ребенка: возрастёт тревожность, снизится работоспособность, повысится робость или наоборот, появится «развязность», появится неорганизованность и забывчивость,может нарушиться сон, аппетит.
Такие функциональные отклонения проявляются примерно у 70-80% пятиклассников. Надо сказать, что у большинства детей подобные отклонения носят единичный характер и исчезают, как правило, через 2-4 недели после начала учебы. Однако есть дети, у которых процесс адаптации затягивается на 2-3 месяца и даже больше.
Какова же должна быть помощь родителей в период адаптации?
Для удобства выделим две основные задачи адаптации пятиклассника: научиться организовывать свой труд и общаться со сверстниками.
Разберем первую задачу – научить трудиться.
Успешно учиться ребенок будет только в том случае, если этот процесс вызывает положительные эмоции. Как заинтересовать ребенка предметом? Обязательно проявляйте интерес к школе, классу, учителям, обсуждайте с ребенком задания, уделяйте внимание особо трудным предметам, изучайте вместе дополнительную литературу. Чем больше он будет узнавать о предмете, тем интереснее ему будет заниматься. Обязательно поощряйте успехи ребенка – как учебные, так и внеучебные.
Никогда не обсуждайте с ребёнком, либо при ребёнке учителей, иначе не сможете сформировать положительное отношение к школе.
Кроме положительной мотивации, важно научить ребенка правильно организовывать свой труд (вести дневник, планировать выполнение домашнего задания, подготовить рабочее место, собрать всё необходимое для школы). Важно, чтобы контроль был обоснованным: если задание у ребенка не получается, не делайте его за него, а делайте вместе с ним, затем пусть ребенок решит подобную задачу самостоятельно. Необходимо учить ребёнка работать над уроками сейчас, иначе к 8 классу материал будет запущен, и привычка к систематическим занятиям сформирована не будет.
Необходимо помочь решить и вторую задачу – научить ребёнка общаться, если есть трудности в этом отношении. От этого во многом зависит успешность адаптации. А на успешное общение с одноклассниками влияет самооценка ребенка. В этом возрасте возможно снижение самооценки, что проявляется в робости, застенчивости, либо, наоборот, повышенной агрессивности, мнительности, когда ребенку кажется, что никто его не понимает, его недооценивают и даже относятся враждебно.
Важнейшее условие формирования адекватной самооценки пятиклассника - недопустимость запугивания, критики в присутствии других людей (даже родственников, сверстников). И, конечно, безусловное принятие ребенка, не смотря на те неудачи, с которыми он уже столкнулся или может столкнуться.
Очень важно прививать самостоятельность. Кроме учебных дел у него должны быть свои домашние обязанности: убраться в комнате, вынести мусор. Так ребенок будет чувствовать свою значимость, что способствует развитию нормальной самооценки и самоуважения, ответственности.
Обязательно проявляйте интерес к школе, классу, в котором учится ребенок, к школьным делам. Больше общайтесь со своим ребенком. Так вы будете в курсе его школьных дел и сумеете не только вовремя помочь, если в этом возникнет необходимость, но и сохраните тёплые отношения в дальнейшем с уже повзрослевшим ребёнком. А насколько это важно, думаю, все понимают…
Надеемся, эти советы помогут Вам и Вашему ребенку на трудном этапе взросления и помогут быстрой адаптации к новой среде!
Работа с тревожными детьми
В наше время число тревожных детей неуклонно растёт, причём психологи выявили такую закономерность: чем выше тревожность окружающих взрослых, тем больше она передаётсяребёнку.
В психологии существует следующее определение тревожности: это «индивидуальная психологическая особенность, заключающаяся в повышенной склонности испытывать беспокойство в самых разных жизненных ситуациях, в т.ч. и таких, которые к этому не предрасполагают.
Следует отличать тревогу от тревожности. Если тревога-это эпизодическое проявление беспокойства, то тревожность является устойчивым состоянием. Например, случается, что ребёнок волнуется перед выступлением на празднике или отвечая у доски. Но это проявляется не всегда, иногда в тех же ситуациях он остаётся спокойным. Это – проявление тревоги. Тревожность же не связана с какой-то определённой ситуацией и проявляется почти всегда. Причём это состояние присутствует в любом виде деятельности, будь то учёба, игра, общение с незнакомыми людьми и т.д.
Опасность такого состояния ребёнка в том, что, постоянно находясь в напряжении, постоянно сдерживая свою внутреннюю энергию, ребёнок значительно расходует свои жизненные силы, истощает свой организм, а это приводит к частым болезням и нарушениям развития.
В чём же причина возникновения тревожности у детей?
В настоящее время нет единого мнения на этот счёт, однако большинство учёных считает, что в дошкольном и младшем школьном возрасте одна из основных причин кроется в нарушении детско-родительских отношений, и, хотя понятно, что ни один здравомыслящий родитель не хочет, чтобы его ребёнок стал тревожным, однако порой действия взрослых как раз к этому и ведут.
1.Нередко родители предъявляют ребёнку завышенные требования, соответствовать которым он не в силах. /стать отличником во что бы то ни стало/. Ребёнок не может понять, как и чем угодить родителям, чтобы добиться их расположения и любви. Но, потерпев одну неудачу за другой, понимает, что никогда не сможет выполнить всё, что ждут от него папа и мама.
2.Непоследовательные и противоречивые требования, запреты без всякого объяснения: вчера ещё можно было смотреть ТВ без всякого ограничения, а сегодня почему-то нельзя
3.Угроза невыполнимых наказаний / «Замолчи, а то рот заклею!», «Уйду от тебя!»/.
Тревожные дети и без того боятся всего на свете, а такие высказывания приводят к ещё большему стрессу. Поэтому родителям нужно быть очень осторожными в этом отношении, ведь взрослые порой, сказав что-то сгоряча, тут же и забудут, а ребёнок будет переживать очень долго.
4. Очень большое количество замечаний по каждому поводу.
Попробуйте ради интереса записывать все свои замечания ребёнку, сделанные в течение дня, а вечером перечитайте список. Скорее всего, вам станет ясно, что большинство замечаний можно было бы и не делать.
Специалисты рекомендуют работать с тревожными детьми в 3-х направлениях:
1.Повышение самооценки.
2.Обучение ребёнка умению управлять собой в конкретных, наиболее волнующих для него ситуациях.
3.Снятие мышечного напряжения.
Рассмотрим подробнее каждое из этих направлений
1. Конечно, повысить самооценку ребёнка за короткое время невозможно. Для этого нужно потрудиться.
Ежедневно находите повод, чтобы похвалить ребёнка даже за небольшие успехи. Но похвала должна быть искренней, и ребёнок должен знать, за что вы его похвалили.
Конечно, взрослые знают, что детей нельзя сравнивать друг с другом, но в отношении тревожных детей этот приём вообще недопустим. Желательно также избегать состязаний и таких видов деятельности, где сравниваются достижения одних детей с достижениями других. Иногда травмирующим фактором может стать даже простая спортивная эстафета. Лучше сравнивать достижения ребёнка с его же результатами, показанными, к примеру, неделю назад. Даже если ребёнок совсем не справился с заданием, нельзя ни в коем случае говорить, что он сделал что-либо хуже всех.
2. Обучать ребёнка управлять своим поведением можно на примере литературных произведений, где можно показать детям, что смелый человек не тот, кто ничего не боится (таких людей вообще нет на свете), а тот, кто умеет справиться со своим страхом.
Можно предложить ребёнку нарисовать свои страхи, а потом побеседовать с вами о них. Такие беседы помогут тревожным детям осознать, что и у других людей бывают похожие проблемы, а не только у них, как им раньше казалось.
Обращаясь к тревожному ребёнку с просьбой или вопросом, желательно установить с ним контакт глаз: либо вы наклонитесь к нему, либо приподнимите до уровня ваших глаз.
Очень полезно применять ролевые игры, в которых разыгрываются как знакомые ситуации, так и те, что вызывают особую тревогу / например, «боюсь врача, собаки и т. п.» Эти игры, в которых ребёнок действует от имени вымышленного персонажа, помогают ему выразить свои эмоции, справиться с напряжением и в конце концов преодолеть свои страхи.
3. Для снятия мышечного напряжения очень хорошо использовать игры на телесный контакт. Ласковые прикосновения родителей помогут чувствовать себя уверенней, справиться со страхами насмешки и одиночества.
Полезны также упражнения на релаксацию, различные дыхательные упражнения.
Хороший способ снятия тревожности – раскрашивание лица ненужными мамиными помадами, импровизированный маскарад с масками и костюмами, вместо которых можно использовать старую взрослую одежду. Такое представление принесёт не только удовольствие, но огромную пользу в том числе и взрослым.
Теперь я в семье не один
Народная мудрость гласит:
«Детство первого ребёнка заканчивается с рождением второго».
И, действительно, с появлением в семье малыша, отношения между старшим ребёнком и родителями зачастую портятся. Почему?
Когда ребёнок в семье один, ему многое прощают, потому что очень его любят, особенно бабушки и дедушки. Рождение второго ребёнка зачастую вносит дисгармонию в сложившийся мир семьи. Во многих случаях мама, родившая второго, бессознательно записывает первенца в старшие и начинает ждать от него понимания и поддержки, забывая при этом, сколько ему лет, и что он тоже ребёнок. Именно мама начинает сравнивать одного и второго ребёнка, и «хороший» маленький будет иметь много положительных качеств в отличие от «плохого» старшего. Позже, когда дети подрастут, та же мама будет переживать от того, что её любимые дети пытаются причинить друг другу боль в драке, в борьбе за папину и мамину любовь и внимание.
Будут ли дети впоследствии дружными и заботливыми по отношению друг к другу или превратятся в непримиримых врагов, в огромной степени зависит от поведения самих родителей, от их участия в процессе воспитания детей.
С какими проблемами сталкиваются родители при рождении второго ребёнка?
Единственный ребёнок. как правило, находится в центре внимания взрослых и привыкает к монопольному владению их заботой. Его опекают и родители и другие родственники. Его любят и часто гордятся в присутствии других людей. Ведь он такой необыкновенный! Этот залюбленный ребёнок может «застрять» в детском эгоцентризме на долгие годы. Минусом воспитания единственного ребёнка, по наблюдениям психологов, является то, что нередко эти дети не умеют строить отношения с другими людьми, понимать позицию другого человека. Часто они бывают избалованными и капризными. Как только в семье появляется второй ребёнок, первенец может лишиться всех своих привилегий и родительского внимания, которое теперь отдаётся малышу, а на старшего у родителей зачастую не хватает ни сил, ни времени. Первенец может по-разному реагировать на это. Его поведение меняется в зависимости от пола и возраста. Если ему ещё нет пяти лет, он будет остро и болезненно воспринимать появление малыша. И, чем меньше разница в возрасте между детьми, тем сильнее может быть конфликт. В это время первенец будет требовать от мамы столько любви и внимания, сколько она даёт младшему. Может присутствовать ревность, соперничество. агрессия.
Если старшему ребёнку уже шесть лет, то он более спокойно отнесётся к появлению малыша, поскольку у него уже есть свои интересы помимо семьи и дома. для него сейчас важны друзья, школа, улица, игры. Он уже меньше зависим от родителей. Ваши поручения могут отвлекать его от интересных занятий, ломать привычный уклад жизни, поэтому старший ребёнок может испытывать раздражение, проявлять агрессию.
Психологи отмечают, что, если второй ребёнок другого пола, то реакция на него у первенца чаще всего спокойнее, чем если бы они были однополыми. т.к. отсутствует прямое сравнение и соперничество. Если же дети одного пола, то старший будет всеми способами стараться доказать, что он лучше, чем его брат или сестра. Тогда соперничество, драки, конфликты более вероятны.
Как отражается порядок рождения детей на их характере и поведении?
Психологи отмечают, что если даже у детей одни и те же родители, если они воспитываются в одних семейных условиях, то у них всё равно нет равного социального окружения. Индивидуальные особенности развития детей напрямую связаны с порядком их рождения и положения в семье. С изменением количества детей меняются установки родителей, их ценности, а дети приобретают различный собственный опыт. Всё это влияет на формирование характера детей.
Старший ребёнок
Психологи отмечают, что родители, которые хвалят старшего ребёнка за рассудительность и целенаправленность, тем самым поощряют его интенсивное умственное и речевое развитие. Часто родители привлекают старшего к участию в воспитании малыша, уходе за ним, развивая тем самым чувство ответственности, умение принимать самостоятельные решения, развивают навыки лидерства. Поэтому, вырастая, старшие дети часто бывают лидерами не только в семье, но и в учебном и рабочем коллективе.
Обратная сторона такого воспитания заключается в том, что старшему нередко предъявляют завышенные требования и на детские плечи взваливается совсем не детский груз ответственности, в результате чего у ребёнка может развиться повышенная тревожность. Ребёнок начинает бояться ошибок, боится огорчить взрослых, у него может появиться болезненное восприятие критики взрослых. Из-за привычки рассчитывать только на себя у выросших старших детей часто встречаются проблемы в приобретении друзей или поддерживании дружеских отношений. Они остро переживают чужие замечания и реагируют на них обидами, хотя сами могут резко критиковать других. не замечая этого.
Младший ребёнок
Младший избавлен от многих трудностей и проблем, поскольку он для родителей на долгие годы – любимый малыш. Он привыкает ждать от жизни только хорошее, поэтому часто вырастает оптимистом. Любимчик, баловень, о котором все заботятся. Родители уже не предъявляют к нему слишком больших требований, истратив силы и энтузиазм на воспитание первенца. Такое отношение и попустительство родителей может привести к недисциплинированности ребёнка, сохранению черт инфантильности. Уже во взрослом возрасте у младшего могут быть трудности в планировании жизни, в самостоятельном принятии решений. Снижение требовательности родителей даёт ребёнку более свободное развитие, но, с другой стороны, уменьшает стимуляцию умственной, учебной деятельности. Младший может не реализовать себя в профессии.
Средний ребёнок
Особое положение занимает средний ребёнок, если детей в семье трое.К старшему, как правило, предъявляются завышенные требования. Младшенький – несмышленый малыш, который радует душу родителей и требует постоянной опеки. Среднему же не достаётся почти ничего. Он не может стать лидером как старший и не успевает привыкнуть к роли любимчика- малыша. Средний соперничает то с одним, то с другим. Часто, когда средние дети вырастают, у них отмечается заниженная самооценка и сложности в самоопределении. У среднего ребёнка меньше развита инициатива и способность самостоятельно принимать решения. Такие дети могут хорошо общаться с людьми, идти на компромисс, но редко проявляют инициативу и напористость. Часто средние дети, почувствовав несправедливое к себе отношение со стороны родителей, плохо себя ведут, преднамеренно совершают дурные поступки, лишь бы привлечь к себе внимание родителей. Но, как правило, их шалости и драки прекращаются, как только восполняется дефицит родительского внимания и любви.
Описанные выше прогнозы развития детей совсем не обязательно реализуются именно в ваших детях. Исследования психологов подчёркивают только тенденцию развития каждого ребёнка в зависимости от порядка его рождения. Успешные родители это знают и стараются избежать ошибок в воспитании. Самое главное – это понять, что каждый ребёнок уникален и неповторим. Постарайтесь понять своего ребёнка и найти к нему нужный подход, и тогда его «неправильное» поведение непременно изменится!
Воспитание гражданственности в семье
Воспитание детей – сложный, длительный и многогранный процесс. Постепенно, изо дня в день, ребенку прививают определенные понятия, правила.
Понятия гражданственности, которую всегда воспитывали в русском человеке, включает в себя многое. Это, в первую очередь, любовь к Родине, стремление принести ей пользу, это активная жизненная позиция, уважение к труду, людям труда. Сейчас, к сожалению, прививаются детям самой нашей действительностью иные представления о смысле жизни. Поэтому задача родителей дать им правильные ориентиры, чтобы не выросли они Иванами, не помнящими родства, а были бы настоящими гражданами своей страны, нужными и полезными ей людьми.
Воспитание гражданина, патриота начинается в семье, затем в школе. Так и мы начинали. Когда наша дочь Аня пошла в первый класс, мы ей много рассказывали о нашей школе, потому что сами учились в ней. Рассказывали о том, какие у нас были учителя, как интересно было учиться и отдыхать. Исподволь мы воспитывали в дочери любовь к своей школе, гордость за нее. Позднее Аня участвовала в научно-практической конференции с материалом о своем городе, о школе, об их истории. Готовясь к ней, мы изучили много литературы, архивных материалов, старых фотографий. Работа была посвящена 55-летию школы и города. В ней Аня рассказала и биография своей семьи, которая была тесно связана и с городом, и со школой. Получилось, что общий стаж пребывания нашей семьи во второй школе к тому времени составил 80 лет! Здесь училась и проработала 40 лет учителем русского языка и литературы бабушка, Синникова С.И., здесь же учились я, Анин папа и ее тетя. Конечно, этим можно гордиться, и Аня гордится, что она тоже ученица школы № 2, и старается поддерживать ее репутацию. Девочка учится на пятерки, получает Губернаторскую стипендию, Благодарственные письма от Тулеева А.Г., руководства шахты «Распадская», где работает ее мама. В этом году она была награждена путевкой в Грецию. Все это налагает на нее и большое чувство ответственности.
Аня занимается лыжным спортом, где тоже достигла больших успехов. Участвуя в различных соревнованиях, она защищает спортивную честь школы и города.
Для воспитания гражданственности поучительна история другой бабушки, Макаровой Г.К. Она известный в городе человек: работала директором универмага, начальником торгового отдела горисполкома, была депутатом горсовета, она Почетный работник советской торговли. О ней была большая статья в газете «Контакт», мы ее бережно храним. Галина Константиновна много рассказывала Ане о трудном военном детстве, о том, как еще девочкой работала в колхозе, помогая фронту. Отец погиб на войне, а в семье было девять детей, в том числе мальчик, которого подобрали на улице. В школу она ходила пешком за 20 км, но учиться не бросила, все преодолела. Галина Константиновна вспоминала завет своего деда – жить по божьим законам, то есть жить честно, честно перед собой, перед людьми. И вот по этому завету мы стараемся воспитывать свою дочь. Жизнь бабушки, ее активная гражданская позиция, многолетний добросовестный труд, бескорыстие, духовная сила – тоже пример для Ани.
Сейчас дети плохо знают историю своей страны, ее героическое прошлое. И здесь мы стараемся восполнить пробелы историей нашей семьи. Мой прадедушка во время Отечественной войны сражался на Ленинградском фронте, когда город был в блокаде, потерял там ногу. А дедушка тогда служил на Дальнем Востоке, воевал с японцами. О том, как героически они сражались, мы тоже рассказываем дочери, чтобы она знала, благодаря кому наша страна выстояла и победила в этой страшной войне, чтобы гордилась своими предками, своей Родиной. Недавно мы всей семьей посмотрели фильм «Сталинград». Фильм потряс Аню, она даже плакала. Такие фильмы, а не американские боевики должны воспитывать патриотизм в нашей молодежи, но их, к сожалению, мало.
Конечно, чтобы вырастить ребенка настоящим гражданином, нужно много работать, искать новые подходы, способы. Нельзя, чтобы это стало скучным назиданием, поучением. А помощницей в этом серьезном деле – наша любимая школа, наши учителя.
Залог успешной учёбы
Учебные занятия предъявляют повышенные требования к организму школьников любого возраста. В современных условиях обучения изменились и формы и способы подачи учебной информации, широко используются технические средства обучения, позволяющие повысить эффективность преподавания. Эти изменения влекут за собой значительную интенсификацию учебной деятельности школьников, поэтому вопросы профилактики их утомляемости должны постоянно находится в поле зрения педагогов и родителей.
Режим
Важнейшее условие учебы и хорошего здоровья – режим. Основными элементами режима для школьника являются:
учебные занятия в школе и дома;
активный отдых с максимальным пребыванием на свежем воздухе;
регулярное и достаточное питание;
свободная деятельность (досуг) по выбору ребенка.
При организации режима родителям следует учитывать состояние здоровья своего ребенка и функциональные особенности его возраста. Выявлено, что у большинства здоровых детей наивысший уровень активности коры больших полушарий головного мозга наблюдается в утренние и дневные часы, снижение активности – во вторую половину дня и падение – вечером.
В 6 – 7 лет у младших школьников отмечаются повышенная чувствительность к неблагополучным внешним факторам и быстрое утомление при обучении. В этом возрасте активно идут процессы окостенения и роста скелета, развитие мелких мышц кисти и функциональное совершенствование нервной системы.
Переходный возраст (11 – 14 лет) характеризуется резкими гормональными сдвигами и интенсивным ростом. Развитие внутренних органов, сердца происходит быстрее, чем увеличение просвета сосудов, что вызывает юношескую гипертензию (гипертонию).
В 15 – 18 лет происходит завершение полового созревания, при этом сохраняется общее возбуждение и психическая неуравновешенность.
Режим предполагает полноценный сон. К сожалению, недосыпают даже младшие школьники, не говоря уже о старшеклассниках. Во время сна снижается деятельность физиологических систем организма, и только мозг, сохраняя активность, продолжает перерабатывать полученную в течение дня информацию. Школьник должен спать не менее 9 – 10,5 часа.
Начинать день в любом возрасте необходимо с утренней зарядки, которая облегчит переход от сна к бодрствованию и поможет организму активно включиться в работу. Детям школьного возраста после каждой физической нагрузки надо принимать комфортный душ, удаляя из организма шлаки, улучшающий питание кожи и обмен веществ.
Питание
Последние наблюдения в течении 15 лет показывают, что к сожалению, дети или вовсе не завтракают, или завтракают в сухомятку, в школе едят плохо, почти не обедают, редко имеют полдник, но зато почти всегда – обильный ужин.
Завтрак обязательно должен быть горячим и составлять четверть от суточной потребности ребенка. Второй завтрак, который ребенок получает в школе, должен составлять 10 – 15 % суточной калорийности. Обед (соответственно 40 %) проходит в 13 – 14 часов. Ужин (20 – 25 %) – не позднее 19.30 и должен быть легче завтрака. Предпочтительно это каши, кефир, а также овощи, фрукты.
Отдых
Вернувшись из школы, ребенок обязательно должен отдохнуть час – полтора, без чтения книг и просмотра телевизора!
Подготовка уроков
Начинать выполнение домашнего задания рекомендуется с наименее тяжелых предметов, переходя к более сложным. Максимальная продолжительность периода работоспособности – 30 – 402 минут, после чего следует проводить 15-минутный перерыв. Часто дети тратят на приготовление домашних заданий много времени, потому что родители не помогают им правильно организовать домашнюю работу. Учащимся часто приходится заниматься, когда в комнате громко разговаривают или включен телевизор. Эти посторонние внешние раздражители отвлекают внимание, тормозят и дезорганизуют налаженную деятельность организма.
Полтора – два часа свободного времени ребенок может использовать для занятий по интересам. Весьма полезны кружковые занятия.
Если ребенок ежедневно в одно и то же время ложится спать и просыпается, завтракает и обедает, выполняет утреннюю гимнастику и т.д., то у ребенка вырабатывается рефлекс на время. Последовательная повторяемость этих действий формирует у ребенка так называемый динамический стереотип нервных процессов в коре головного мозга. Если ребенок садится за уроки в определенное время, то к этому времени у него происходит не только психический, но и физиологический настрой – несколько усиливается дыхание, кровообращение, биоэлектрическая активность мозга и т.д. эта готовность к умственной работе позволяет быстрее и лучше выполнять школьное задание.
И еще необходимо знать три важные вещи:
во-первых, каждый пункт режима дня вначале должны контролировать взрослые;
во-вторых, должны соблюдаться все правила распорядка;
в-третьих, ничто так не нарушает распорядок, как безделье.
Соблюдая режим дня, ребенок лучше адаптируется к новым школьным требованиям, сохраняя при этом свое физическое здоровье.
Как побороть страх
Страх перед экзаменом начинается с вопроса типа: «А если я провалюсь?».
Можно побороть страх, сделав упражнения на релаксацию:
Упражнение 1 «Мышечная релаксация» (уменьшает возбудимость и напряжение).
1. Сядь на стул. Спина опирается на спинку стула. Поставь ноги на пол, но не скрещивай их.
2. Начнём с рук. Сожми руки в кулаки. Как можно сильнее напряги мышцы. представь ощущение этого напряжения – как тугая тетива, которую вот-вот отпустят. Разожми кулаки и пошевели пальцами. Они извиваются, как спагетти. Встряхни их. Испытай чувство освобождения, расслабления.
3. Переходим к ногам. Напряги их, включая пальцы в тугую тетиву. Затем напряги икры, колени, бёдра, обе ноги. Потряси ногами, пошевели пальцами, расслабь их.
4. Напряги туловище – начни с плеч, затем перейди к груди и животу. Ощути пространство вокруг пояса, в том месте, где обычно носят ремень. Расслабь живот, потом – грудь. Несколько раз вдохни глубоко животом, пока напряжение не пропадёт. Затем расслабь поясницу. Ты чувствуешь себя спокойно и расслабленно, как отпущенная тетива.
5. Наморщи лоб. Плотно закрой глаза. Затем открой. Наморщи нос ненадолго. Сожми и разожми зубы. Погримасничай, напрягая и расслабляя разные части лица. Расслабься и запомни это чувство.
Упражнение 2 «Глубокое дыхание» (поможет расслабить тело).
1. Дыхание успокаивает нервную систему и гасит эмоции. Когда мы глубоко дышим, то избавляемся от тревожных мыслей и ощущаем, что можем контролировать свои мысли, а не подчиняться им.
2. Положи руки на грудь так, чтобы средние пальцы касались друг друга в центре груди. Дыши нормально.
3. Отметь, в какой момент соединённые средние пальцы рук начнут расходиться. Усиль это движение, вдыхая более глубоко.
4. Представь себе поток воздуха, наполняющего грудь при вдохе и улетающего при выдохе.
Повтори это в течение 2 или 3 минут.
Упражнение 3 «Лифт» (при помощи дыхания поможет расслабить нервную систему).
1. Сделай вдох носом. Мы начинаем поездку на лифте. Вдыхая, почувствуй, как воздух начинает свой путь от подвала (живота).
2. Снова вдохни – воздух поднимается на один этаж выше (желудок). Выдохни.
3. Вдохни ещё раз и подними лифт на следующий этаж (грудь). Выдохни.
4. А сейчас можно отправиться на чердак, вверх по горлу к щекам и лбу. Почувствуй, как воздух наполняет голову.
5. Когда выдохнешь, ты ощутишь, что всё напряжение и волнение вышли из твоего тела, словно из двери лифта.
Самозапугивание - это совместная деятельность тела и духа, относящаяся к области воображения.
Вместо того, чтобы позволять нашему воображению терзать нас, мы можем использовать свой мозг для прекращения цикла самозапугивания. Перед сдачей экзамена задай себе вопросы:
Где испытывается напряжение? В спине, плечах, шее, голове? Напрягается ли горло? Может быть, руки становятся холодными и влажными?
Если ты почувствуешь эти симптомы – глубоко вдохни и выдохни напряжение.
Обыкновенная привычка глубоко вдохнуть перед экзаменом или началом ответа на вопрос может тебе очень помочь.
Упражнение «Мгновенная релаксация». Время: 1-2 минуты.
1. Глубоко вдохни и выдохни.
2. Скажи себе: «Расслабься». Если ты чувствуешь, что начинаешь нервничать или напрягаться, ещё раз глубоко вдохни и выдохни.
3. Если в голове вертятся тревожные мысли – не обращай на них внимания. Они исчезнут, как улетает воздушный шарик, когда ты отпускаешь нитку.
Как помочь ребенку, переживающему горе
К сожалению, в жизни ребёнка встречаются не только радости, порой он испытывает и настоящее горе, связанное с потерей близких, и взрослые должны знать, как в обычной повседневной жизни помочь ребёнку пережить горе, поддержать его, предотвратить развитие неврозов.
Если в семье горе, не надо делать вид, что ничего не случилось. Ребёнок должен иметь возможность выразить свои чувства вместе со всеми. Переживания ребёнка не только нельзя игнорировать, но важно признать его право на переживание. Это не уменьшает эмоционального потрясения, но позволяет предотвратить возникновение глубоких страхов, которые могут привести к тяжёлым психологическим проблемам много лет спустя. В это трудное время ребёнку требуется поддержка, проявление заботы и внимания.
Период острого переживания горя у ребёнка обычно короче, чем у взрослого, но про столкновении с новыми жизненными ситуациями его горе вновь оживает («Все пришли в школу с мамами и только я пришёл с папой»).
Что считать нормальными реакциями ребёнка? Шок – первая реакция на смерть. У детей он обычно выражается молчаливым уходом или взрывом слёз. Обнимите ребёнка, дайте ему расслабиться, поплакать, посидеть или полежать, но не обхаживайте его, словно у него болят зубы. Ему нужно время, чтобы погоревать, поговорить об утрате.
Если ребёнок достаточно большой, позвольте ему участвовать в приготовлении к похоронам, тогда он не будет чувствовать себя одиноким среди занятых делами взрослых.
Отрицание смерти – следующая стадия переживания горя. Дети не могут поверить, что близкого человека больше нет рядом.
Поиски – следующая стадия переживания горя для ребёнка. Он потерял кого-то и теперь должен его найти. Невозможность найти порождает страх. Отчаяние наступает, когда ребёнок осознаёт безвозвратность потери. Он вновь начинает плакать, кричать, отвергать любовь других людей. Только любовь и терпение могут преодолеть это состояние
Гнев выражается в том, что ребёнок сердится на родителя, который его покинул или на Бога, забравшего его. Маленькие дети могут ломать игрушки, устраивать истерики. Подростки могут грубить взрослым, «ни за что» обижать младших, могут впадать в депрессию.
Как семья может помочь страдающему ребёнку
Прежде всего необходимо, чтобы переживание разделялось всеми членами семьи. Желательно принятие траура всеми членами семьи, включая детей (кроме дошкольников). Это совместное переживание, понятное каждому члену семьи.
Горе никогда не проходит. Мы сохраняем близких живыми в нашей памяти, и это очень нужно нашим детям. Это позволит им извлечь позитивный опыт горя и поддержит в жизни.
Самое сложное для взрослого – сообщить ребёнку о смерти близкого. Лучше, если это сделает кто-то из родных. В этот момент очень важно прикасаться к ребёнку, взять его руки в свои, обнять или взять на руки. Ребёнок должен почувствовать, что его по-прежнему любят. Важно также, чтобы у ребёнка не возникло чувства вины в связи со смертью близкого. Ребёнок может проявить вспышку гнева по отношению к взрослому, принёсшему печальную весть. Не надо в этот момент уговаривать его взять себя в руки, т.к. горе, не пережитое вовремя, может вернуться месяцы или годы спустя.
Дети постарше предпочитают в этот момент одиночество. Не спорьте с ними, не приставайте к ним – их поведение естественно в данной ситуации. Сдерживание слёз противоестественно и даже опасно, но не нужно и заставлять ребёнка плакать, если он не хочет.
В период горя не нужно изолировать ребёнка от семейных забот. Все решения должны приниматься сообща.
Желательно, чтобы ребёнок говорил о своих страхах, но, хотя порой к этому его побудить нелегко, нужно стараться делать это.
Считается, что после похорон жизнь семьи приходит в норму: взрослые возвращаются на работу, дети – в школу. Но именно в этот момент потеря становится наиболее острой. В первые дни после трагедии дети знают, что имеют право на любое проявление чувств. По прошествии времени на смену могут прийти такие явления, как энурез, заикание, грызение ногтей, сонливость или бессонница.
Невозможно дать рецепт по каждому конкретному случаю, но главное – ребёнок должен чувствовать, что его по-прежнему любят и понимают.
В течение многих месяцев после смерти близкого человека острые эмоциональные вспышки будут омрачать такие события как праздники, дни, рождения. Затем сила выражения эмоций, как правило, ослабевает. Потеря не забывается, но семья учится управлять своими чувствами.
В каких случаях ребёнку требуется специальная помощь?
В качестве тревожных симптомов можно назвать следующие:
- длительное неуправляемое поведение, острая чувствительность к разлуке, полное отсутствие проявления каких-либо чувств;
-анорексия, бессонница, галлюцинации, депрессия (чаще у подростков);
-отсроченное переживание горя, затянувшееся беспокойство.
Готов ли ребёнок к школе?
Многие родители уверены: если ребёнок-шестилетка бойко читает, пишет печатными буквами, знает наизусть множество стихов, то он определённо готов к школе, и не стоит терять год в детском саду или дома, идти учиться в школу.
Однако, набор знаний и навыков, которые не так уж сложно получить в довольно раннем возрасте, ещё не показатель истинной готовности к школе. Здесь важнее другое. С первых дней обучения в школе вчерашнему детсадовцу придётся высиживать 3-4 урока по 35 минут с маленькими перерывами да ещё с 20-25 детьми. А здесь нужны крепкая нервная система и способность контролировать свои эмоции и порывы.
Готовность ребёнка к школе для наглядности можно сравнить с многослойным пирогом, верхний слой которого как раз и составляют знания, умения и навыки: счёт, письмо, чтение, умение ориентироваться в окружающем мире. Но, как показывает практика, для успешной учёбы этого недостаточно, поскольку основная часть «пирога» готовности - это самоконтроль, усидчивость, концентрация внимания, умение следовать инструкции и действовать по образцу, хорошая слухо-речевая память. Именно эти умения, а не только знание цветов радуги и дней недели нужны ребёнку для успешной учёбы.
«Пропитка пирога» готовности к обучению в школе – это учебная мотивация, подразумевающая желание учиться и согласие со школьными правилами. К семи годам игровая мотивация перестаёт быть ведущей и на первый план выходит жажда знаний.
Базой же школьной готовности считается зрелость центральной нервной системы, и, хотя у каждого ребёнка созревание идёт в своём темпе, в среднем к 7 годам усидчивость и внимательность становятся «работоспособными». Шестилетний же малыш может успешно усваивать знания на индивидуальных занятиях, например, у логопеда, по часу 3-4раза в неделю, и кажется, что он готов к школе. Но, занимаясь индивидуально, можно менять темп и форму занятия, много играть.
В школе же всё по-другому. И умный, но неусидчивый шестилетка к концу первой четверти рискует попасть в число отстающих.
Что делать, если малыш стал школьником в 6 лет?
1.Главное – снизить нагрузку на нервную систему. Для этого обязательно поддерживать режим дня. Гуляйте ежедневно не менее двух часов, полноценно кормите своего школяра, соблюдайте привычные ритуалы отхода ко сну. А вот телевизор и компьютер лучше ограничить (не более часа в день). Мультики не помогают первоклашке отдохнуть.
2.Помогите нервной системе малыша «дозреть» и окрепнуть. Лучшие занятия для развития самоконтроля и концентрации внимания – плавание и танцы. Но в первом учебном полугодии дополнительная нагрузка не нужна. Поэтому разумней начать занятия спортом за год до школы или во втором классе.
3.Поддержите учебную мотивацию маленького школьника. Пусть он почувствует, что вы гордитесь им, поддерживаете и одобряете. Можно даже завести добрую традицию – складывать в красивую коробку маленькие шарики или пуговки – по одной за каждое новое знание или умение, которым ребёнок похвастается, придя из школы. В конце учебной недели рассматривайте эти «трофеи» вместе с ребёнком и восхищайтесь тем, как много малыш узнал.